Как разведчик разведчику Печать
Журнал «Деловой» №1 (53) Январь 2008 года

КАК РАЗВЕДЧИК РАЗВЕДЧИКУ

Конкурентная разведка бывает трех типов: пассивная, активная и агрессивная. В первом случае за всей деятельностью конкурентов (рекламной кампанией, появлением новинок и т.д.) ведется наблюдение, при этом задействуются все инструменты бенч-маркинга, мониторятся СМИ. Активная конкурентная разведка направлена на то, чтобы переманить клиентов или ключевых сотрудников. Агрессивная разведка – сбор информации о предприятии, его активах, чтобы впоследствии его захватить (это не что иное, как рейдерство). Активная и агрессивная разведка, как правило, ведется собственными силами компании, дабы избежать утечки информации. При пассивной разведке обращаются к таким специализированным агентствам, как наше. 
В Украине в большей степени, чем промышленный шпионаж, распространено коммерческое мошенничество. Первым его признаком является то, что фирма зарегистрирована по поддельным либо утерянным документам. Например, недавно к нам обратилась достаточно крупная компания с просьбой проверить посредника, который вышел на них с достаточно привлекательным предложением. Фирма предложила им закупить товар на 3% дешевле, чем в основного поставщика, что сулило огромную выгоду. В результате расследования оказалось, что посредник работает на конкурентов. Предположительно, эта фирма должна была отказаться поставлять товар крупной компании по указанным ценам либо повысить их, в результате чего наши клиенты могли потерпеть значительные убытки.

Для создания службы экономической безопасности (обычно на нее же возлагаются и функции контрразведки) потребуется минимум два человека. Один человек – аналитик, работающий непосредственно с массивами информации, второй – оперативного склада ума, который можем красиво представиться, задать правильные вопросы, выслушать сотрудников, получить доступ к информации.
 Ззатраты на содержание такой структуры не ограничиваются только заработной платой и расходами на оборудование офиса. Потребуется специальное программное обеспечение. Которое даст возможность работать с огромными базами данных того же Интернета, скажем, «Семантические архивы». Минимальный пакет такой программы стоит $10 тыс., полная версия – около $75 тыс.», -- рассказывает Николай Минькевский. По словам эксперта, зарубежные компании тратят на комплексную безопасность (внутреннюю и внешнюю) 10-30% от оборота. Однако далеко не все руководители отечественных фирм осознают такую необходимость. Наиболее активно внедряют средства защиты в своих офисах разве что украинские банки.
Перед многими, особенно мелкими компаниями, прежде всего, встает вопрос цены. Но и в этом случае лучше потратиться на защиту кабинета шефа и переговорной от прослушивания (обойдется в $5-6тыс.), чем потом подсчитывать убытки от утечки информации.